Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Система работы по формированию у воспитанников культуры обращения с энергоресурсами

Дата: 21 марта 2021 в 20:44, Обновлено 21 марта 2021 в 21:06

Каждый современный человек должен обладать азами экономической  культуры,  экологических и  экономических знаний, чтобы грамотно вести себя в социуме. Ведь нынешним дошкольникам предстоит жить в сложных экономических, социальных и экологических отношениях- ограниченности ресурсов Земли. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески мыслить, действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно. В изменившихся условиях современной жизни экологическое и экономическое образование  необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первый опыт в элементарных социальных отношениях. Сегодня перед обществом стоит очень важная задача – изменить в сознании каждого гражданина стереотип, что природные энергоресурсы неисчерпаемы. И если мышление взрослых изменить сложно, то необходимо начинать с воспитания в дошкольном возрасте. Уже с дошкольного возраста можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает.

Проблема экологии и устойчивого развития – это проблема   прекращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду. 25 сентября 2015 года государства — члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Она содержит 17 Целей устойчивого развития, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Республика Беларусь принимала активное участие в разработке Повестки-2030 на всех ее этапах и взяла на себя обязательства по достижению Целей устойчивого развития.

Таким образом, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является одним из стратегических направлений государственной политики Республики Беларусь.В Главе 4.4«Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года» говорится: «Главным конкурентным преимуществом экономики Беларуси должна стать подготовка образованных и высококвалифицированных людей, что позволит обеспечить благоприятные стартовые позиции для вхождения в новую глобальную  экономику знаний.

Стратегическая цель - сформировать качественную систему образования, в полной мере отвечающую потребностям постиндустриальной экономики и устойчивому развитию страны»

 В Директиве  Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 N 3 "Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства" говорится следующее: « В Республике Беларусь за истекшее десятилетие создана эффективная и динамично развивающаяся экономика, ориентированная на неуклонный рост благосостояния и повышение качества жизни граждан, защиту их материальных, социальных и культурных интересов….Вместе с тем в стране не создана целостная система экономии материальных ресурсов, что снижает конкурентоспособность экономики, эффективность использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования….Бездумное, порой бездушное отношение к природе наносит ей невосполнимый урон, что неминуемо скажется на качестве жизни последующих поколений.

Экономное расходование тепла, электроэнергии, природного газа, воды и других ресурсов должно стать нормой жизни для каждой белорусской семьи, каждого человека….»

Для решения обозначенной проблемы в стране поддерживается деятельность различных общественных объединений, центров, а также сеть «зеленых школ», которых в Беларуси насчитывается более 300.

На базе  государственного учреждения образования  "Пудовнянский ясли-сад"  более   года функционирует областной ресурсный центр по реализации образовательного проекта «Зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования Могилевской области, который осуществляет  свою деятельность при поддержке проекта  международной технической помощи «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне» (далее – Проект), финансируемого  Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и при поддержке Министерства образования Республики Беларусь.

Деятельность государственного учреждения образования «Пудовнянский ясли - сад»» в качестве ресурсного центра, направлена на реализацию   целей и задач Проекта: стимулирование эффективного и инклюзивного управления окружающей средой путем привлечения общественности к разработке и реализации мер, направленных на улучшение качества окружающей среды, а также к мониторингу экологических рисков, в том числе посредством обмена экологической информацией, оказание методической помощи педагогическим работникам учреждений дошкольного образования Могилевской области  в овладении ими практическими навыками внедрения в образовательный процесс  пяти основных экологических  и природоохранительных  направлений образовательного проекта «Зеленые школы»: биоразнообразие, энергосбережение, водосбережение, обращение с отходами, информационно-экологические мероприятия.

Являясь ресурсным центром - мы сами активно учувствуем в  реализации  проекта «Зеленые школы». Присоединились к «зеленым школам» в июле 2019 года и благодаря успешному старту  получили Диплом второй степени с присвоением статуса "Зеленая школа" по итогам работы за год.

В рамках реализации проекта «Зеленые школы» нами создана  система работы по формированию у воспитанников культуры обращения с энергоресурсами.

Свою деятельность в данном направлении осуществляем с учетом требований учебной программы дошкольного образования с опорой на Методические рекомендации по реализации проекта «зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования, разработанные учреждением образования «Академия последипломного образования».

При  построении системы работы, мы придерживались    единого алгоритма деятельности:

Цель: формирование экологической грамотности участников образовательного процесса, совершенствование  практических  навыков в экологическом и природоохранном направлении.

Задачи: повышать компетентность педагогических работников в области воспитания культуры обращения с энергоресурсами;

привлекать внимание родителей (законных представителей) к проблемам экономии энергоресурсов, охране окружающей среды, повышать их педагогическую грамотность;

формировать основы экологического сознания у воспитанников,  элементарные представления  о ресурсах, нужных человеку (природные-солнечная энергия, энергия ветра, нефть, газ, уголь; денежные), как и где они используются (в промышленности, сельском хозяйстве, доме, в детском саду), и их рациональном употреблении;

привлекать внимание общественности к проблемам энегросбережения.

Система работы учреждения образования  по формированию у воспитанников культуры обращения с энергоресурсами имеет следующую структуру:

Содержание системы работы по формирования  культуры обращения с энергоресурсами (Приложение 1) представлена тремя основными разделами:

РАЗДЕЛ 1.Повышение уровня педагогической компетентности педагогических работников (воспитатели дошкольного образования);

РАЗДЕЛ 2.Организация образовательного процесса по формированию у воспитанников культуры обращения с энергоресурсами (воспитанники старшей группы (5-7 лет);

РАЗДЕЛ 3. Включение  родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Самым ответственным звеном в системе формирования  культуры обращения с энергоресурсами являются заместитель заведующего по основной деятельности (координатор ресурсного центра) и воспитатели дошкольного  образования.  Именно они организуют и планируют образовательный процесс. Осуществление формирования культуры обращения с энергоресурсами требует от воспитателей дошкольного образования специфических знаний и подходов в их деятельности. И здесь на помощь приходит координатор (заместитель заведующего по основной деятельности), функция которого заключается в том, чтобы организовать методическую и информационную поддержку, обеспечить повышения уровня педагогической компетентности воспитателей дошкольного  образования в вопросах формирования  культуры обращения с энергоресурсами у детей дошкольного возраста. В первом разделе представлено  содержание и  формы организации методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей дошкольного образования - педагогические советы, консультации, беседы за круглым столом,  творческие конкурсы, мастер-классы, участие в курсах повышения квалификации.

Особое внимание уделяем наполнению развивающей предметно-пространственной среды, которое осуществляется  с учетом основных «специфических» видов детской деятельности (познавательной, практической, игровой, трудовой, художественной). При создании развивающей  среды учитываем возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, следим за тем, чтобы она была максимально содержательно-насыщенной, способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, создавала условия для формирования у него элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения и экологического сознания. Она должна быть вариативной для обеспечения в групповых помещениях пространства для игровой деятельности, экспериментирования, моделирования, иных целей и наличия разнообразных

материалов для самостоятельной познавательной  деятельности воспитанников в соответствии с их выбором,  положительно влиять на эмоциональное состояние, давать возможность ребенку самостоятельно познавать окружающий мир в деятельности. В то же время оборудование должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.  Модель экологической предметно-пространственной среды в нашем  учреждении дошкольного образования включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.

К предметному содержанию относятся: игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности; учебные издания, используемые взрослым в процессе обучения детей; оборудование для осуществления детьми разнообразных видов деятельности, комплекты иллюстративного материала с изображениями животных и растений, интерактивный стол.

Пространственная организация- это групповые помещения (уголки «Природы», сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Дом» «Аптека» и др), территория учреждения образования, специально оборудованное помещение «Зеленая школа»

Изменение во времени, означает, что предметно-пространственная среда трансформируется при изменении образовательной ситуации и с учетом интересов и познавательных возможностей воспитанников,постоянно обновляться  в зависимости от сезона.

Второй раздел - организация образовательного процесса по формированию у воспитанников культуры обращения с энергоресурсами реализовывается по следующим направлениям: энергосбережение, водосбережение, обращение с отходами и включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности. Познавательная практическая деятельность воспитанников, наблюдения, изучение состояния использования природных ресурсов, практические задания по освоению способов природоохранной и ресурсосберегающей деятельности, организация и реализация проектов, направленных на изменение сложившейся ситуации и собственного поведения, проведение просветительских акций, реализация экологических инициатив, являются основными формами и методами организации детской деятельности по формированию культуры обращения с энергоресурсами.

Освоение нового материала  осуществляется в форме занятия (игры).  Задания практического характера (индивидуальные, коллективные) реализуются в группе, на территории учреждения дошкольного образования (прилегающей территории), дома – на усмотрение воспитателя дошкольного образования. В некоторых случаях (проведение изучения потребления электроэнергии, воды, источников образования отходов) предполагает помощь со стороны родителей (законных представителей).

На наш взгляд, одним из эффективных средств  формирования у воспитанников культуры  обращения с энергоресурсами является организация детского экспериментирования и проектной (исследовательской) деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.  Вот поэтому мы активно внедряем экспериментирование и проектирование в практику работы нашего учреждения.

Исследовательские работы (проекты практических мероприятий) выполняются индивидуально или группой воспитанников  под руководством воспитателя дошкольного образования, с привлечением родителей (законных представителей) и, как правило, имеют реальный результат. Например:  изучено потребление электроэнергии в  квартире, путь воды в детский сад, для чего нужны ветряные генераторы и др. Формой  отчета по таким проектам выступают: рассказы воспитанников с опорой на  схему-рисунок, изготовление памяток по экономии воды, электро- и тепло- энергии, подготовка онлайн-путешествия или презентаций по теме проекта, просмотр подобранных в ходе проекта познавательных фильмов (мультфильмов) с учетом возрастных особенностей детей, изготовление книжек-малышек, фотоколлажей.

Экологические акции также  проводятся совместно с родителями (законными представителями). Отчет о проведенных акциях  представляется в форме  презентации,  фотографий, статей в местной прессе и т. п.

Процесс формирования у воспитанников бережливости невозможно представить без участия родителей. Третий раздел содержит формы и методы  включения родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Еще Аристотель писал, что привычки, приобретенные в детстве, определяют всю дальнейшую жизнь человека. В воспитании культуры  обращения с энергоресурсами наличие положительного примера взрослого  играет первостепенную роль. Ведь в результате неодинаковых воспитательных воздействий на ребенка у него формируется разный стиль поведения в детском саду и дома. Ребенок часто не понимает, почему надо экономить электроэнергию - дома свет не выключают, когда выходят из комнаты.  Для того, чтобы получить стабильные положительные результаты в  воспитании культуры обращения с энергоресурсами, рядом с ребенком должен находиться взрослый человек, который будет показывать образец достойного поведения. Поэтому важным аспектом в системе экологического образования воспитанников  в нашем  учреждении дошкольного образования является взаимодействие с родителями (законными представителями)  как участниками образовательного процесса.

Мы используем следующие формы работы с родителями (законными представителями) по формированию культуры обращения с энергоресурсами:

 индивидуальные (анкетирование, консультирование, проведение опросов с целью выявления их компетентности в области экологии и др.);

коллективные (беседы, консультирование, родительские собрания в различных формах; открытые мероприятия  в рамках проекта; привлечение родителей (законных представителей) к совместной с детьми творческой деятельности, выставкам, трудовой деятельности на территории учреждения дошкольного образования, к проведению экологических акций,  к участию в  информационно-экологических мероприятиях (написание статей, создание рекламных роликов, изготовление атрибутов, памяток);  к участию в проектной (исследовательской) деятельности.

Конечно, пандемия внесла свои коррективы, и в настоящее время мы в большей степени используем дистанционные формы взаимодействия с родительской общественностью, посредствам  социальных сетей, учитывая особенность контингента родителей сельской местности, чаще  всего Вайбер. Но значимость этой работы нисколько не уменьшилась. Данный мессенджер позволяет организовать групповое обсуждение ключевых проблем, экологической информации, поделиться опытом, провести анкетирование.

Информационно-экологические инициативы также являются частью работы с родителями (законными представителями) и включают в себя подготовку наглядного природоохранного информационного материала, созданного воспитанниками, для родителей (законных представителей): памятки, листовки, плакаты размещаются на информационных стендах учреждения дошкольного образования, а также на его официальном сайте. Здесь же предусматривается проведение экологических акций с привлечением местного населения и освещение их в средствах массовой информации (не менее одного раза в год) и др.

Деятельность ресурсного центра постоянно освещается в средствах массовой информации как на местном уровне, в районной газете «Савецкая веска» (Ссылка на материал — http://www.dribin.by/?p=41347.), так и на региональном - в газете «Узгорак», которая выходит на территории трех районов: Горецкого, Мстиславского, Дрибинского, (Ссылка на материал - https://horki.info/news/15968.html ), а также материалы  опубликованы опубликованы на сайт greenlogic.by; un.by; в социальных сетях ПРООН (Фейсбук, Твиттер, Инстаграмм). Таким образом, представленная  система работы по формированию культуры обращения с энергоресурсами создает условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей воспитанников, развивает их  познавательный интерес к миру природы, формирует  опыт совместной деятельности, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни,  первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы поведения.  Способствует вовлечению воспитанников  и их родителей (законных представителей) в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к ее ресурсам. Позволяет формировать у участников образовательного процесса элементарные навыки рационального использования природных ресурсов (на примере использования воды, энергии), навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды. Воспитывает чувство ответственности за последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Формирует эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, желание сохранить окружающую среду, осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды, умение видеть его красоту и неповторимость.

Литература:

  1. Директива Президента Республики Беларусь 14 июня 2007 г. N 3 Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства. [Электронный ресурс].-Режим доступа: research.bsu.by›…content…president-14.06.2007.pdf
  2. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. От 5 до 6 лет / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2017. – 255 с.
  3.  Литвина, Н. В. Формирование основ экономической культуры у детей

старшего дошкольного возраста/ Н. В. Литвина, Е. И. Варанецкая-Лосик. – Минск:ЗорныВерасок, 2018. – 63 с.

  1. Методические рекомендации по реализации проекта «Зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования. – Минск, 2018.–52 с.
  2. Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года/Одобрено протокол заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г. №10[Электронный ресурс].-Режим доступа: economy.gov.by›…NSUR2030…ustojchivogoBelarusdo
  3. Образовательные стандарты дошкольного образования / М-во образования Респ.Беларусь. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. –30с.
  4. Положение о реализации проекта «Зеленые школы» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: eco.m5.by<http://eco.m5 .Ьу/>>wp... 2019/02/.
  5. Смолер Е.И. Образовательный проект «Зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rcek.by›dokumenty-v-pomoshh/
  6. Смолер, Е. И. Развитие старших дошкольников в эвристической деятельности /Е. И. Смолер. – Минск: Нац. ин-т образования, 2014. – 94 с.
  7. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшегодошкольного возраста / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128 с.
  8. Учебная программа дошкольного образования. Минск: НИО,2019 -479с.
  9. Федоров, И. В. Зеленые школы: метод, пособие для пед. работников учрежденийобщ.сред, образования (1 ступень)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.