Стадный инстинкт. Психология толпы.
«Массы требуют иллюзий, им не требуется правда»
Гюстав Лебон
Будь в строю, не высовывайся. Делай, что другие делают. Иди туда, куда все идут. Говори то, что хотят слышать. И главное – не думай, ибо за тебя уже все давно придумали. Просто будь как все!
Вот такая простая «формула успеха» у большинства людей – быть в толпе, быть толпой, со всеми вытекающими последствиями: отсутствие собственных взглядов, подверженность чужому влиянию, желание быть ведомым, страх проявить себя! Одним словом – тоска! Поговорим о стадном инстинкте.
Стадный инстинкт — это состояние, когда человек подчиняется тому, что есть в обществе или группе людей, теряя при этом индивидуальность и безоговорочно принимая общие правила. Если сказать простыми словами, это когда вы следуете за большинством, отказываясь от своего мнения, желаний и потребностей.
Стадный инстинкт — это механизм, лежащий в основе инстинкта самосохранения, применимый в равной степени, как к людям, так и к животным. Стадный инстинкт показывает, как люди или животные в группе могут действовать коллективно, без централизованного руководства. Как отметил В.Троттер, искать причины и производные стадного инстинкта бессмысленно, так как он первичен и неразрешим.
Еще сто лет назад Зигмунд Фрейд заинтересовался этим феноменом, наблюдая в годы первой мировой войны, как добропорядочные бюргеры в одночасье превратились в истерично кричащую толпу, требующую войны, и попытался разобраться в причинах. В 1921 году он написал работу «Массовая психология и анализ человеческого «Я». До него феноменом толпы, среди прочих, занимался Густав Лебон. Эти работы актуальны и сейчас.
Почему стадный инстинкт — это плохо?
Стадный инстинкт, наряду с другими инстинктами (самосохранения и продолжения рода), заложен человеку природой. А что положено природой, оспаривать трудно, нецелесообразно и просто глупо. Но есть одно «но»! Если инстинкты самосохранения и размножения помогают человечеству худо-бедно сохранять жизнь и отлично плодиться на планете, то в случае со стадным инстинктом вырисовывается неоднозначная картина. С одной стороны, мы все живем по общепринятым правилам, благодаря которым имеем представление о морали и нравственности. В этом случае социальные нормы не дают миру скатиться в хаос и анархию. Но есть и обратная сторона медали.
Что происходит с добропорядочными людьми, работящими, думающими, ценящими семью и вкусную еду, когда они попадают в толпу и ведут себя так, как будто им незнакомы нормы культуры? В толпе, вместе с другими, человек начинает позволять себе то, чего никогда ранее не делал.
Как же происходит эта деградация от государственности к стадности, каковы причины и механизмы процесса массообразования с точки зрения психоанализа?
Давайте рассмотрим на простом примере. Перед нами среднестатистический молодой человек. Приятный, добрый, неглупый, дружелюбный. Заботливый отец и любящий муж. Добавим для полноты его положительного облика принадлежность к какой-нибудь гуманной профессии. Скажем, он работает фельдшером на скорой помощи – спасает человеческие жизни. В общем, целиком положительный персонаж, который не способен причинить вреда. Есть у нашего героя одна страсть – футбол! И вот, сидя на матче, он становится свидетелем позорного проигрыша любимой команды, к восторгу и удовольствию болельщиков команды-победителя. Казалось бы, ничего страшного – игра есть игра. Но тут встают наиболее «униженные и оскорбленные» проигрышем родной команды и затевают драку с фанатами выигравшего клуба. В голове нашего героя что-то «щелкает», и он, движимый непонятными ему мотивами, включается в потасовку. Позже, обретя способность трезво мыслить, задает себе один вопрос: а зачем?! Зачем он ввязался в эту драку?! Ведь агрессия ему не свойственна ни в каком виде, он не калечит людей, он их, наоборот, спасает! Ответ простой: он отключил критическое мышление – способность анализировать ситуацию и формулировать возможные последствия. Стадный инстинкт полностью затмил здравый смысл. Все ввязались в драку и, значит, он должен! Да и пацаны бы не поняли, если бы он ушел! Он не был собой в тот момент – он был как все…
Вы понимаете, насколько опасно и деструктивно «выключать» мозг и следовать за большинством? Опасно – для жизни и здоровья, и деструктивно – для личности человека. И это был еще самый «безобидный» пример. А сколько кровопролитных войн, вооруженных конфликтов, цветных революций, терактов и прочих трагедий произошло только из-за того, что людьми движет стадное мышление?
Манипуляторы (их еще называют пастухами), пряча свои истинные корыстные мотивы за красивыми призывными речами о равенстве, демократических ценностях, патриотизме и своем боге, «заводят» толпу, и она, в своей слепой вере в высокую идею, идет грабить, убивать, насиловать!
Находясь в большой толпе, человек может начать делать такие вещи, которые никогда не сделал бы в одиночку. Громить витрины, жечь машины, кричать не своим голосом. Человек устроен таким образом, что ему гораздо проще поверить в авторитет толпы, нежели руководствоваться здравым смыслом.
Человеку выгодно следовать за мнением большинства. В первую очередь, для личной выгоды. То же самое и с толпой: массам людей достаточно внушить какую-то идею, чтобы сделать их фанатиками. В условиях «стадного инстинкта» притупляются установки индивидуума, критическое мышление и здравый смысл.
Человек, поддавшийся влиянию толпы
В споре и полемике стадный человек всегда видит в оппоненте существо более низкого ранга. "Как я здорово его опустил!" — думает он, высказав очередную порцию ругательств в адрес оппонента, а когда тот отвечает тем же, искренне недоумевает: "И это ничтожество еще пытается на меня наезжать!" Естественно, со стороны его оппонента ситуация видится прямо противоположным образом.
Стадный человек не представляет себе, что могут быть индивидуальные предпочтения и личные причины придерживаться определенных взглядов. Для него любые вкусы и точки зрения делятся на "правильные" (которых придерживается он и которые, по его мнению, разделяет большинство стада, все "нормальные люди") и "неправильные".
Спор он рассматривает как возможность проявить свой высокий ранг, повысить свою самооценку. (Особенно это заметно, когда сразу несколько низко ранговых спорщиков в характерном нудно-раздраженном тоне, не слушая друг друга, долго и безуспешно пытаются найти супер убойный аргумент, который наконец-то "заткнет" оппонентов.).
Всегда были люди, которые шли против правил и имели собственное мнение. В обществе уже заготовлены для таких клейма и ярлыки: «белые» вороны, диссиденты, инакомыслящие, еретики, бунтари, выскочки и смутьяны. Наклеив ярлык, социум принимает меры по установлению «справедливости»: от молчаливого порицания до коллективного гонения, именуемого мерзким словом – травля! Цель: загнобить того, кто мыслит по-другому, опустить, задвинуть, дать понять, что он ничуть не лучше. И в подавляющем большинстве случаев несогласные либо ломаются, становясь частью толпы, либо замыкаются и отдаляются, ибо неблагодарное это дело – воевать с «ветряными мельницами» общественного мнения.
Неужели все, что говорят несогласные до такой степени неправильно и вредно, что общество это не приемлет? Да не в этом дело!!! Приверженцу толпы не нравится сам факт того, что кто-то имеет свое мнение, он подсознательно чувствуют силу в таком человеке на фоне своей интеллектуальной немощи и «зашоренного» взгляда, а стало быть – видит для себя угрозу. Или, наоборот, может быть даже очень умным и негласно признать правоту, полезность и актуальность чужих идей, но он никогда не признает это прилюдно, потому что это чревато санкциями в его адрес со стороны большинства – сам окажется по ту сторону баррикад. Вот такой простой механизм. Добавьте сюда подверженность чужому мнению и привычку подчиняться «пастухам», которые, не отличаясь особой порядочностью, между тем могут обладать сильными лидерскими качествами и умением убеждать.
Как происходит присоединение человека к толпе
С самого детства мы настраиваемся на перенимание привычек и моделей поведения от других. Родители учат детей, как ходить, держать вилку или ложку, рисовать, говорить. Мозг ребенка учится, копируя поведение родителей. На подсознании такое обучение остается с нами на всю жизнь.
И именно «благодаря» копированию поведения и эмоционального присоединения к окружающим люди присоединяются к толпе, где могут стать жертвами политической пропаганды, громких рекламных кампаний, изменить свое мнение вопреки собственному воспитанию и моральным установкам.
На подсознании значительное расхождение во мнении одного человека и мнении большинства расцениваются мозгом как ошибка.
Существует механизм влияния меньшинства на поведение общей массы. Если в животном мире вся популяция может подчиниться одному, то в человеческой среде важно, чтобы влияющий был лидером, обладал харизмой или выражал исполнение желаний большинства собравшихся. Далее все обстоит значительно проще – на огромную толпу достаточно от двух до пяти процентов таких лидеров, способных со временем заставить всю массу действовать так, как они. Особых технологий для этого не требуется – главное, чтобы эти несколько процентов вели себя одинаково, слаженно, тогда остальные, обладающие меньшей выраженностью лидерства начнут копировать их поведение. Так, если дать толпе из ста человек задание ходить произвольными путями, а только пять из них будут двигаться в определенной траектории, то через несколько минут вся система синхронизируется, и толпа будет ходить по алгоритму, заданному пятью людьми. Сложнее будет сделать такое же, если каждый мотивирован на свою стратегию движения, соответственно эффект толпы (стада) возникает, когда у человека отсутствует собственная концепция. Те, кто сидит без дела, не понимает, чего хочет, не уверен в своих целях – поддается влиянию легче на том основании, что пустое место легко заполнить.
Особое внимание данный эффект заслуживает из-за своей проблемности относительно последствий, ведь при возникновении стадного чувства окончательно падают моральные и ценностные устои, человек чувствует полнейшую безнаказанность за любые действия. Это достигается за счет того, что уровень ответственности за одно совершаемое действие одинаков, только если поступок совершает один человек, то он полностью ответственен за результаты, если двое, то этот уровень делится между ними, а вот если это делают сотни людей, то уровень личной ответственности не ощутим.
Такая безнаказанность открывает доступ к совершению тех поступков, являющихся недопустимыми для индивидуального уровня сознания, в итоге именно толпа может совершить, что угодно. Отсутствие внутренних моральных рамок опускает человека до состояния психики животного и если потом поговорить с человеком, совершившим преступление, поддавшись эффекту толпы, часто можно встретить раскаяние и непонимание мотивации собственных действий.
Есть и более контролируемые проявления данного чувства, например, потребность быть принятым или боязнь быть исключенным из определенной группы. Соблюдение ритуалов дает знак всем окружающим о том, что это свой, его нужно защищать и делиться благами – так входят в субкультуры и круги по интересам, так люди распознают близких по духу. Когда потребность во взаимодействии становится выше собственных принципов, тогда возникает подчиненность требованиям толпы ради сохранения места в ней.
Основная причина почему люди тяготеют к толпе – это ощущение безопасности, потому что в коллективе легче выжить. Мы имеем ввиду глобальные негативные проявления жизни: войны, катаклизмы, эпидемии т.д. В этом случае стадность – основа инстинкта самосохранения. Это факт.
А вот с проявлениями стадности, когда вопрос о выживании не стоит, уже можно и нужно поспорить. Кто заставляет вас вместе со всеми гнобить новичка, в чем ваше оправдание? Боитесь, оторваться от коллектива, прослыть «белой» вороной и оказаться на его месте? Вам не этого нужно бояться. Бойтесь отсутствия индивидуальности – той самой черты, которая делает человека непохожим на других и формирует его как личность.
Или взять все эти тотальные распродажи и «черные пятницы». Когда ревущая толпа, теряя человеческий облик, штурмует магазины, топча упавших, в надежде завладеть телевизором, пятью телефонами и килограммом батареек. И все это под призывные возгласы о скидках менеджеров (читай – пастухов). Движимые стадным инстинктом и любовью к халяве, люди окончательно теряют чувство собственного достоинства.
Стадное чувство основано на двух составляющих — страхе остаться одному и желанию получать чье-то одобрение. Большинство современных людей испытывают необходимость состоять в каком-то сообществе или группе. Отстаивать свою точку зрения и идти против общества стремятся немногие — проще принять общественное мнение, часто просто на веру. При этом, чем больше у точки зрения сторонников, тем легче к ней примкнуть без весомых аргументов.
Психология толпы
«В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы».
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Образное определение толпы дал Гюстав Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».
При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.
Толпой как субъектом массовых форм вне коллективного поведения часто становится:
публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;
совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лже-патриотический угар.
Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств — циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи.
Определены даже основные этапы формирования толпы: образование ядра толпы, процесс кружения, появление нового общего объекта внимания, активизация индивидов через возбуждение.
Ядро толпы, или зачинщики, — лица, задача которых сформировать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях.
Участники толпы — лица, примкнувшие к ней вследствие идентификации своей ценностной ориентации с направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, нередко садистским, наклонностям.
В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.
К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование.
В толпе находят себе место повышено внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.
Подробно о видах толпы, а также о психологических свойствах толпы, поведения толпы читайте по ссылке: https://psyfactor.org/lib/tolpa.htm
ЛИЧНОСТЬ И ТОЛПА
Одни исследователи называют стадный инстинкт механизмом, лежащим в основе инстинкта самосохранения, другие указывают на то, что в толпе (стаде) инстинкт самосохранения, напротив, утрачивается. Логика есть в обоих утверждениях: с одной стороны, с первобытных времен принято считать, что в одиночку человеку не выжить, кругом «одни враги» и полно опасностей, отсюда и стремление находиться в группе. С другой стороны, у толпы – свои законы: чувство персональной незащищенности члена группы утрачивается, в толпе он считает себя неуязвимым и способен на то, чего никогда не сделает в индивидуальном режиме. Именно с этим связан феномен мутации отдельных личностей в безликую массу, способную на любой криминал.
Еще один спорный вопрос – нужен ли стаду лидер. Некоторые ученые утверждали, что группа или коллектив самодостаточны и не нуждаются в централизованном руководстве. Так, британский врач и исследователь Уилфред Троттер называл стадность аналогией биологической многоклеточности, отображающей желание всех существ стать частью одного мощного сверхорганизма, и не считал роль вождя в массах и группах существенной. В своем классическом труде «Инстинкты стада на войне и в мире» Троттер называл людей стадными животными, объясняя главные характеристики стада – однородность и соответствие. Собственно, поэтому социум с детства прививает людям необходимость быть «как все», частью группы, не слишком выделяться в толпе, «не умничать» и так далее.
Другие – например, французский психолог, социолог, антрополог и историк Лебон Гюстав – утверждали, что любое сборище (людей или животных) является послушной «субстанцией» и непроизвольно подчинится авторитету выбранного вожака. Он объяснял это жаждой подчинения тому, кто назовет себя «хозяином». Австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд полагал, что человек, скорее, «животное орды», управляемой своим повелителем или вождем. Каковой, по мнению ряда ученых, является «отеческой» фигурой, пользующейся безграничной любовью и непререкаемым авторитетом. Причем чем сильнее вера отдельного индивида в любовь вождя, тем градус преданности вождю будет выше, а степень критичности, соответственно, ниже.
Так или иначе, многие склоняются к тому, что толпа уважает лишь силу и авторитет и отступит лишь перед лицом более сильных соперников. В этом смысле, у нас все как у животных. Но при этом человеческие «стадные структуры» делятся на множество уровней – «стада» меньше, локальнее и т.п. Существует официальная иерархия – государства, области, города, но есть и неофициальные – субкультуры, «клубы по интересам» и прочие. К представителям «чужого стада» люди относят, в частности, и представителей иных рас, но могут мирно сосуществовать с ними и вступать в дипломатические отношения.
Ученые сформулировали несколько свойств массы:
1. Масса импульсивна и изменчива, руководствуется бессознательными импульсами.
2. Инстинкт самосохранения притуплен.
Когда человек находится в толпе, он может решиться на смертельные поступки. Так в армии солдаты кидаются под танки, футбольные фанаты завязывают драку с полицией.
3. Масса легковерна, некритична, легко поддается влиянию. Она думает образами, которые могут не совпадать с действительностью.
4. Масса легко переходит из крайности в крайность, сильная любовь может перерасти в дикую ненависть.
Ярким примером изменчивости настроений массы является приговор толпы, призывающей распять Иисуса Христа. Еще накануне его встречали как царя, но в одночасье все как один стали кричать: «Распни его! Распни!»
5. Массу возбуждают только чрезмерные раздражения. Тот, кто хочет влиять на нее, должен преувеличивать, живописать яркими красками, не заботясь о логической аргументации, и всегда повторять то же самое.
Это свойство толпы хорошо знают политики, поэтому все их лозунги и призывы так красочны и образны.
6. Она уважает лишь силу, подвластна только авторитету. Но она презирает доброту, которую она считает лишь разновидностью слабости.
Толпа хулиганов будет куражиться только до тех пор, пока не встретится с более сильными соперниками.
7. Массы требуют иллюзий, им не требуется правда.
В нацистской Германии иллюзия чистоты арийской расы сплачивала немцев, на Украине люди жили иллюзией «Запад нам поможет», американское современное общество также в плену иллюзии об особой роли их государства в истории.
8. Люди в массе находятся в магическом плену слов, которые могут вызывать в массовой душе страшные бури или же эти бури укрощать.
Как и в первобытные времена, магические заклинания играют большую роль. Если вспомнить советское прошлое, советский человек с детства был окружен идеологическими девизами и речевками, приветствием «Пионер, будь готов! - Всегда готов!», «Партия - наш рулевой» и т. д.
9. Внушаемость и заражаемость.
Все эти свойства массы характерны для мышления примитивных народов, детей или невротиков, говорил Фрейд. Также он пришел к выводу, что психология масс является самой древнейшей психологией, так как зародилась она еще в первобытном обществе.
В основе механизма массообразования лежит идентификация. Люди идентифицируют себя с себе подобными на основе негативных чувств: зависти, ненависти и обиды к кому-либо, кто был ранее очень близок, авторитетнее и сильнее.
Также очень важна идея, сплачивающая массу. Она может быть как возвышающей, и тогда каждый индивид в массе будет эволюционировать, так и деградирующей, которая будет снижать общую интеллектуальную сущность толпы.
У толпы, как и у ребенка, имеется чувство всемогущества; вера в свое всемогущество и исключительность позволяет жить в мире иллюзий. Но, взрослея, как ребенок, так и масса тоже, все чаще сталкиваются с реальностью, которая последовательно уничтожает это чувство. Постепенно, очень медленно, шаг за шагом, наступает прозрение — взросление и возврат к сознательным и добровольным ограничениям, культурным и цивилизационным нормам.
Еще одно характерное свойство массы – снижение интеллекта отдельных индивидов. Толпа легковерна, некритична и легко поддается манипуляциям. Анализируя коллективное мышление, психолог из Йеля Ирвинг Янис утверждал: лица, состоящие в группе и связанные некими общими интересами, предпочитают здравомыслию единодушие, искаженно воспринимают информацию, отвергают реальность и инакомыслие. Янис называл это следствием воздействия пресса коллективного мышления. Чем выше социальный статус группы, тем вероятнее «коллективное мышление», при котором отдельные члены группы, боясь подвергнуться остракизму и вылететь из группы, предпочитают держать свое мнение (если оно у них вдруг и появится) при себе.
Кроме того, коллективному мышлению присущи такие черты, как коллективная рационализация иллюзий, резко отрицательное стереотипное отношение к инакомыслящим, вера членов группы в групповую этику, иллюзия неуязвимости для опасных последствий, иллюзия единодушия и подавление личных сомнений, наличие самоназначенного «сторожа», защищающего группу от мыслей, способных пошатнуть коллективную веру, послушание. Таким образом, по мнению исследователей, толпе нужна не истина, а иллюзии.
Как показывают другие исследования, в интернете власть толпы тоже фактически не ограничена. Люди склонны соглашаться с мнением большинства – например, лайкать инерционно, «как все». В ходе опытов выяснилось, что искусственно накрученные «лайки» привлекут еще больше лайков реальных, а искусственные негативные отзывы – больше реальных критиков, солидарных с негативной оценкой. Иными словами, люди рассуждают так: «если все пойдут топиться – то и я пойду, чтобы не отрываться от коллектива».
Социальное доказательство
Готовность подчиниться воле толпы спрятана глубоко в бессознательном. Она зашифрована в генетическом коде. Несмотря на развитие цивилизации и культуры стадный инстинкт влияет на людей. Он реализуется в субкультурах: мода, поклонение рок-звездам и т.п.
При этом, работает эффект социального доказательства. Чем более массовое поклонение тому или иному кумиру или фетишу, тем популярнее становится процесс. Масса социального авторитета стада давит на выбор и решения "отдельной особи".
Стадный инстинкт активно эксплуатируют маркетологи. Чтобы спровоцировать потребителей на покупку, товару создают имидж, связывают его приобретение с социальным статусом, а также с престижем.
Продукт рекламируют супер-звезды, которые усиливают его бренд за счет своего бренда. Дескать, смотрите, им обладают "только избранные". Потенциальным потребителям тоже хочется войти в "золотую сотню".
Эмоции и поведение в толпе
Когда человек оказывается в толпе себе подобных, он становится склонен проявлять вопреки воле и разуму:
1)Нетерпимость,
2) Безответственность,
3) Иррациональность, неспособность рассуждать разумно (разум отключается, поведением управляют эмоции),
4) Примитивность, стремление к стереотипам.
По мере удаления от толпы эта склонность слабеет, и к человеку постепенно возвращается сознательный самоконтроль.
Механизм
Стадный инстинкт действует через лимбические системы членов стада. Эта часть мозга есть и у животных, и у людей. Она предупреждает организм об опасности.
Лимбическая система намного древнее чем неокортекс, отвечающий за когнитивные процессы. Человек гораздо легче поддается бессознательным импульсам, исходящим из лимбической системы, чем голосу разума из неокортекса.
Тем не менее разум человека способен исследовать подсознание, что доказывают психоанализ и самоанализ. Однако, если человек оказался в толпе, это сделать гораздо сложнее.
Находясь в ней, человек временно утрачивает способность к рефлексии, действует под влиянием бессознательных импульсов, поступающих из собственной лимбической системы, а также из лимбических систем других людей, находящихся рядом с ним. Толпа - это бессознательная социальная сеть.
Если в толпе, например, возник страх, то его сила умножается на количество людей в толпе, если гнев - тоже, равно как и если торжество или эйфория. Какое бы чувство не возникло в толпе, оно заражает всех, кто в ней, словно вирус.
Французский социолог Гюстав Лебон в своей книге "Психология народов и масс" (1985) пишет:
"Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой."
"...Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе - это человек без собственного мнения, интересов, целей, безликое существо.
"Легкость, с которой распространяются иногда известные мнения, именно и зависит от того, что большинство людей не в состоянии составить себе частное мнение, основывающееся на собственных рассуждениях."
"Величие народов зависит главным образом от уровня их нравственности."
"В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума."
"В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения; толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя господином."
"Управляют людьми идеи, чувства, нравы, то, что мы носим в себе. Учреждения и законы являются лишь отражением нашей души, выражением наших нужд; поэтому-то они и не могут изменить душу народов, так как сами из нее происходят."
"Тот, кто не умеет владеть собой, осужден скоро подпасть под власть других."
Стадное чувство развито у всех по-разному.
Одни нуждаются в одобрении сообщества сильнее, а другие слабее. Зависит это от таких факторов, как присутствие у индивидуума критического мышления и эмоционального интеллекта. Они дают нам возможность критически воспринимать чужие суждения, подвергать сомнению чужие мнения, анализировать ситуацию и делать свои собственные выводы.
Но всегда ли это помогает в жизни? Если рассматривать такие ситуации, как стихийное бедствие, митинг или толпу людей в метро в час пик, то избежать влияния толпы вам не поможет даже самое развитое критическое мышление. Более того, в таких случаях шанс выжить значительно повышается именно для примкнувших к общей массе.
Человек, сопротивляющийся толпе, может быть просто сметен, раздавлен и растоптан. В случае опасности в большой массе у людей отключаются внутренние сдерживающие механизмы, логическое мышление и четкое осознание происходящего. Толпа превращается в единый живой организм, причем почти неуправляемый.
Чтобы вырваться из этой массы нужно иметь железную силу воли, высокий уровень интеллекта или особо хорошо развитый инстинкт самосохранения. Таких людей в толпе единицы, а остальные будут двигаться вместе с толпой, следуя ее дикой воле. Это происходит потому, что в экстремальной ситуации человек просто не успевает оценить риски и проанализировать степень опасности и окружающую обстановку.
Подростковый конформизм: эффект стаи
Подростки часто собираются в группы, проявляя стадный инстинкт. Серьезной проблемой для подрастающего поколения становится и алкоголизм. Первая сигарета появляется в руке ребенка тоже в подростковом возрасте. Ученые объясняют это конформизмом. Дети начинают пить, курить и пробовать наркотики, потому что не хотят отличаться от других. Вот почему так важно воспитывать в них уверенность в себе, умение отстаивать то, что ребенок считает правильным. Не быть как все могут только сильные и мужественные личности, которые способны оставаться собой, даже если они идут против мнения большинства.
Конформист – это человек, боящийся отличаться от большинства. Он очень хочет во всем походить на других, перенимает идеи, моду, походку, манеры, словом, все, что популярно в его среде.
Переходный возраст – время конформизма. Наши подростки — беззаботные малыши в прошлом и независимые взрослые в будущем — в 12—16 лет становятся особенно зависимы от мнения большинства.
Общество оказывает огромное давление на всех нас, вынуждая приспосабливаться к групповым стандартам, но его давление на тинэйджера особенно сильно.
Удивительно, насколько взрослые дети боятся друг друга. Боятся, что кто-то будет смеяться над ними, или что совершат ошибку у всех на глазах. Даже такой пустяк, как налить себе чашку чая, может стать для них проблемой, если им кажется, что остальные этого не хотят. Это заставляет их ограничивать свое поведение до таких действий, при которых они чувствуют себя абсолютно уверенно и вне досягаемости для насмешек. Подростки часто поступают так, чтобы дать другим как можно меньше поводов посмеяться над ними.
Это желание подстроиться бывает иногда настолько сильным, что тинэйджеры чувствуют себя неловко, если хоть чем-нибудь отличаются от других. Если мальчишки считают «стильными» широкие штаны, горе тому парню, который не поймет этого, и будет носить узкие брюки. Если у девочки странная походка, или она шепелявит, то над ней могут смеяться каждый день. Любое отклонение, любые изменения в том, что группа считает правильным и модным, расцениваются как нарушение этикета. Они показывают пальцем на обидчика и неуважительно относятся к нему, заставляя его чувствовать себя крайне неловко.
Стремление приспособиться становится наиболее сильным в период взросления. Вот почему подростки часто сбиваются в «стаи».
Почему давление мнения большинства оказывает такое сильное влияние в период взросления? Почему подростки так боятся быть отверженными коллективом? Почему они делают то, что им говорят ровесники? Почему им трудно быть независимыми?
Боязнь отверженности
Когда вы чувствуете себя глупо и неуверенно, когда вы сами себе не нравитесь, тогда вы очень боитесь насмешек и того, что друзья вас отвергнут. Ваши проблемы кажутся вам из без того слишком серьезными, чтобы осложнять их несогласием с большинством. И вы одеваетесь как все, говорите как все, и все ваши идеи становятся такими, как у всех. Вы боитесь поднять руку, когда знаете правильный ответ, или выразить свое собственное мнение. Вы стараетесь вести себя как можно «безопаснее». Все эти типы поведения имеют нечто общее: они порождены ощущением неуверенности. Мы говорим о боязни быть отвергнутым коллективом, боязни не получить приглашение на вечеринку, боязни не понравиться, потерпеть неудачу… Огромное давление загоняет нас в одинаковые клетки и превращает из человеческих существ в роботов.
«С кем ты?» - вот самый главный вопрос для подростка. То, что ты можешь быть сам по себе, в голове у подростка, которым ещё мощно управляет стадный инстинкт, не укладывается.
В целом можно сделать вывод, что стадный человек, а тем более в подростковом или раннем юношеском периоде, одержим двумя подсознательными страхами: быть изгнанным из стада или оказаться в стаде последним.
По сути, на ещё формирующуюся и неокрепшую психику подростков оказывается огромное моральное давление социума. Как следствие их сознание, мысли и поступки на 90% определены мыслями и поступками других людей, и они предпочитают быть как все, идти за всеми, а не иметь своей чёткой жизненной позиции и не отстаивать свои интересы.
Несколько рекомендаций взрослым:
- не предъявляйте слишком высоких требований к подростку ни дома, ни в школе;
- уделяйте каждому достаточно внимания;
- всегда владейте информацией об окружении вашего ребёнка;
- не требуйте от него быть первым во всём, это часто приводит к нервным срывам;
- уважайте личность своего ребёнка или ученика, собственным примером научите его этому;
- научите подростка регулировать своё поведение, исключать агрессию в общении, так как именно она осложнит всю его дальнейшую жизнь конфликтами.
Всё это позволит ребёнку в подростковом периоде сформировать правильные поведенческие реакции и не позволит перейти в крайние варианты нормы, а также поможет подростку в процессе социализации делать правильный выбор, формируя собственную «Я - концепцию».
Необходимость развития критического мышление у детей
С опытом люди накапливают знания и навыки, а вместе с ними формируется определенный образ мышления. Сталкиваясь с однотипными ситуациями, мы вырабатываем автоматическое поведение, а также поддаемся стереотипам. Чтобы принимать верные решения, мы учимся мыслить критически — абстрактно, отстраненно, опираясь на собственные потребности, пользу и выгоду. Нужно ли развивать этот тип мышления еще в детстве? Зачем это ребенку, который еще не выработал собственные шаблоны?
Фундамент для формирования личности как раз закладывается в детстве. Несмотря на то, что дети обычно принимают решения на основе собственных желаний, на них оказывается большое давление. Воспитание, школа, социальные и культурные аспекты порой навязывают определенные идеи, которые могут идти вразрез с потребностями и талантами ребенка. Критическое мышление, в первую очередь, поможет понять, каким ребенок видит свой дальнейший жизненный путь, профессиональную реализацию. Вырабатывая навык мыслить объективно, ему будет проще самоопределиться в сложном подростковом возрасте, а также избежать выброшенных лет на обучение нелюбимой специальности.
Развитие мышления как познавательной функции мозга происходит в старшем дошкольном возрасте. Тогда ребенок начинает понимать закономерности, видеть причинно-следственные связи, мыслить логически. Именно в этот период полезно познакомиться с основами критического мышления. Оно базируется на объективном взгляде на окружающие вещи, а также на понимании собственных внутренних мотивов. Это еще и вопрос безопасности — критический взгляд поможет побороть так называемая детскую наивность, которая может привести к негативным последствиям. Например, уберечь от разговора с незнакомцами и не попасться на уловки мошенников.
Как писали ранее, детям свойственно повторять за окружающими с раннего детства — это одна из форм обучения. Если родители делают так, значит, надо делать так же. В школе ребенок знакомится с другими моделями поведения, узнает другие взгляды на привычные вещи. И тут тоже срабатывает принцип повторения. Он может быть обусловлен желанием влиться в какую-то компанию или завоевать чей-то авторитет. Здесь критическое мышление позволит не поддаваться «стадному чувству», когда на перемене все бегают по коридору или дерутся портфелями.
Добиться максимальной объективности при суждениях, принятии решений и вообще в поведении можно при помощи расширения кругозора. Чем больше сценариев поведения знает ребенок, тем проще ему сориентироваться в конкретной ситуации. Помимо социального взаимодействия с другими людьми, полезно знакомиться с книгами разных жанров. Сказки, классическая литература, познавательные рассказы — чем разнообразнее чтиво, тем шире мировоззрение. После накопления определенной базы знаний, эти знания надо научиться применять. Ролевые игры с различными сценариями развивают не только навык принятия решений, но и творческое мышление.
Можно ли преодолеть стадный инстинкт?
Можно, развивая собственный мозг и овладев навыками критического мышления. Только развитый разум может подавлять стадный инстинкт, а развитая сила воли — противостоять ему.
Противостоять стадному инстинкту могут не более 15% - это люди с высоким интеллектом (10%) и очень высоким интеллектом (5%) (интеллектуальной одаренностью и интеллектуальной гениальностью).
Массовость и современный мир неразрывно связаны. Но стоит помнить о том, что человек, который действует, только руководствуясь инстинктами, не сможет добиться успеха и внутренней гармонии. Чтобы этого не допустить, необходимо уделять время саморазвитию и развитию критического мышления.
Способы борьбы со стадным инстинктом
Людям, у которых или слабо развито желание быть как все, или оно полностью отсутствует, сложно приспособиться к социуму. Общество не любит «белых ворон», называет их сумасшедшими особами. Горе таких личностей именно от их ума. Обладая высоким интеллектом, они не желают сливаться с толпой. В итоге подобные люди остаются одинокими бунтарями. Довольно сложно не вызвать отторжение социума и быть при этом неординарной особой. Однако, даже посредственность не всегда мечтает стать маленьким звеном единого целого. Психологи советуют следующим образом корректировать у себя стадный инстинкт:
- Сохранение спокойствия в любой ситуации. Энергетика толпы только тогда действует на человека, когда он эмоционально перевозбужден. Особенно это касается излишне впечатлительных и экзальтированных особ. Спокойствие - мощное оружие против манипуляторов.
- Включение мозга на 100%. Жертвой стадного чувства никогда не станет высокоразвитая личность. Псевдо-пророки обычно не связываются с такими людьми. Исключение - руководители сайентологии, на крючок которых попались Джон Траволта и Том Круз.
- Анализ собственного поведения. Рекомендуется разобраться со своим внутренним «Я», выделив позитивные, негативные черты характера и имеющиеся желания. Поняв самого себя, легче разработать дальнейший план действий. Можно позволить амбициям на некоторое время взять верх над рассудительностью, потому что именно они являются стимулом для уничтожения у себя желания быть как все.
- Разрушение стереотипов. Не обязательно при этом становиться бунтарем и идти против толпы. Однако люди должны понимать, что перед ними человек с четкой жизненной позицией и личными предпочтениями. Не нужно против своего желания смотреть модную киноленту и посещать разрекламированную выставку только лишь по той причине, что они вызвали общественный ажиотаж.
- Поднятие самооценки. Особы со стадным инстинктом чаще всего не уверены в себе. Их больно ранит критика со стороны, и они стараются держаться в тени лидера. Следует полюбить себя и понять свою индивидуальность.
- Занятие интересным делом. В компании неординарных людей существует реальность и самому чего-либо научиться. При этом не стоит бояться формирования в таком сообществе стадного инстинкта, потому что подобные личности не копируют действия друг друга.
- Развитие чувства юмора и коммуникабельности. Именно озвученные качества выделяют человека среди серой массы. Для этого рекомендуется читать юмористические книги и смотреть веселые ток-шоу.
- Жизнь для себя и семьи. Необходимо в первую очередь превыше всего ставить свои интересы, а не чужое мнение, которое навязывает общество. Если это не превращается в эгоизм, то такая линия поведения не позволит человеку слиться с толпой.
- Поймите, что вы не одиноки. Понаблюдайте за людьми, которые вас окружают. Многие тоже испытывают чувство неуверенности в себе, боятся насмешек. У многих те же проблемы, что и у вас, поэтому вы не должны чувствовать себя одиноко.
- Не концентрируйтесь на своих слабостях, акцентируйте свое внимание на своих сильных сторонах, на умениях, которыми можно гордиться. Если вы не будете обращать внимание на «стадо», а будете поступать только так, как считаете нужным вы сами, то, скорее всего, «стадо» само в скором времени примкнет к вам и будет прислушиваться к тому, что говорите именно вы.
- Поступайте так, как подсказывает здравый разум, не слушая других людей.
- Поймите, что не всегда то, о чем говорят другие, правильно и нужно вам.
Заключение
В толпе люди следуют примеру большинства, снимая с себя, таким образом, львиную долю ответственности за свою безопасность. Чтобы совладать с собой в таких ситуациях, психологи рекомендуют учиться бороться со стрессом и овладевать своими эмоциями. Только имея такую подготовку, можно сохранить в критической ситуации способность к ясной мысли и действовать отдельно от толпы.
Рекомендуемая литература:
- С книгой Гюстава Лебона"Психология народов и масс" можно познакомиться по ссылке https://royallib.com/book/lebon_gyustav/psihologiya_narodov_i_mass.html
Бессмертная книга, впервые опубликованная еще в 1895 году – и до сих пор остающаяся актуальной. Книга, на основе которой создавались, создаются и будут создаваться все новые и новые рекламные, политические и медийные технологии. Книга, которую должен знать наизусть любой политик, журналист, пиарщик или просто человек, не желающий становиться бессловесной жертвой пропаганды. Идеи-догмы и религия как способ влияния на народные массы, влияние пропаганды на настроения толпы, способы внушения массам любых, даже самых вредных и разрушительных, идей, – вот лишь немногие из гениальных и циничных прозрений Гюстава Лебона, человека, который, среди прочего, является автором афоризмов «Массы уважают только силу» и «Толпа направляется не к тем, кто дает ей очевидность, а к тем, кто дает ей прельщающую ее иллюзию».
- С книгой Зигмунда Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого «Я» можно познакомиться по ссылкам https://www.litmir.me/br/?b=9145&p=1, https://royallib.com/book/freyd_zigmund/zigmund_freyd_massovaya_psihologiya_i_analiz_chelovecheskogo_ya.html
Зигмунт Фрейд усматривает во взглядах Лебона и Тарда на феномены заражения и повышенной внушаемости субъекта в толпе пробелы. Главным образом, З.Фрейд полагает, что эти феномены нельзя объединять в силу их различия. Так, сущность заражения состоит в том, что субъекты, находящиеся в толпе, влияют друг на друга, в то время как внушаемость субъекта в массе имеет иной источник происхождения, а именно, самого человека, которого Лебон оставляет за скобками, ссылаясь на невозможность выявить причины происхождения феноменов заражения и внушения. Когда человек оказывается в толпе, закономерности протекания его психических процессов существенно изменяются. С субъектом происходит два кардинальных изменения: усиление аффективных чувств и торможение интеллектуальной деятельности. Это положение, которое З.Фрейд перенимает и которое разделяет с предшествующими исследователями феномена масс и особенностей изменения человека в толпе. Но Лебон и другие исследователи не пошли дальше констатации этих двух особенностей, уйдя от объяснения данного психологического механизма. З.Фрейд поставил перед собой задачу проанализировать причины происходящих с субъектом изменений в толпе.
- С книгой Карла Юнга «Нераскрытая самость» можно познакомиться по ссылке https://knigogid.ru/books/418314-neraskrytaya-samost/toread
В главе «Незавидное положение индивида в современном мире» швейцарский психиатр пытается разобраться, почему индивид теряет свои черты и становится жертвой уравниловки, как таким абстрактным понятиям, как государство и общество, удаётся занять место конкретного индивида и подчинить своей политике смысл и цель его жизни и почему вождь, порождённый аморфной массой, чаще всего оказывается не тем спасительным человеком, который может ясно и здраво взглянуть на ситуацию, а тем, кто, будучи рабом своих собственных измышлений, «неизбежно становится жертвой своего же непомерно раздутого эго-сознания».
ВИДЕО:
- «Секреты манипуляции. Эффект толпы»(39 мин 21 сек)
https://www.youtube.com/watch?time_continue=139&v=CmYPHWUKm3Y&feature=emb_logo
2.«Психология толпы: виды и способы управления» (8 мин 55 сек) https://www.youtube.com/watch?v=_tfP0x-RNas
3. «Как управлять толпой» (4 мин 53 сек)
https://www.youtube.com/watch?v=kJCNmN1isAA
4. Эксперимент - Обе Белые. Из фильма "Я и Другие" О том, как на наше восприятие влияют другие (2 мин, 46 сек)